Музей «По Сеньке и шапка»
Цель: создать мини музей головных уборов как компонент предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей условия для интеграции познавательной деятельности, культурологического и социально-личностного развития дошкольников.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о головных уборах жителей России
2. Знакомить детей с традициями русского народа.
3. Знакомить детей с культурой создания головных уборов, бережного обращения с ними.
4. Учить детей правильно называть предметы одежды, её части, рассказывать о ее назначении, дифференцировать виды одежды по временам года и гендерному назначению.
5. Знакомить с тканями, их назначением и применением.
6. Активизировать и обогатить словарь детей по данной теме, формировать грамматически правильную речь.
7. Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление.
8. Развивать мелкую моторику руки в процессе художественной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.
9. Повышать активность детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности.
10. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.
11. Развивать сотрудничество детей и родителей.
12. Знакомить детей с культурой и правилами посещения музеев.
Актуальность и история создания
Любовь к Родине начинается с малого - любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству и народным традициям. Именно детский сад помогает воспитанникам узнать и полюбить родной край, историю Руси, ее обычаи и культуру. Оптимальным решением патриотического воспитания дошкольников является музейная педагогика, стержень, соединяющий детский сад и музей.
При устном знакомстве детей с особенностями национального костюма воспитанники не могли понять, что такое кокошник, как ткали и повязывали платки и шали. Показ иллюстраций только усиливал познавательный интерес детей. Таким образом, возникла потребность в создании особого центра в среде группы, где дети могли бы не только рассмотреть и померить головные уборы, но также создать свои. Так в 2021 году в группе №8 «Непоседы» появился мини музей «По Сеньке и шапка». В настоящее время музей продолжает функционировать в группе, привлекая внимание как постоянных жителей,, так и гостей группы. Экспонаты и методические материалы периодически обновляются.
Формы и методы работы в музее:
- практические: дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры
- наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.
- словесные: слушание и проведение экскурсий, дидактические игры, беседы, составление рассказа об экспонате по картине.
Ожидаемые результаты
У посетителей музея расширяются представления о головных уборах России, об их названиях и отличительных признаках. Также экскурсанты узнают, как и из каких материалов изготавливались в разное время головные уборы и для чего они нужны, научатся бережно относиться к вещам и ценить их.