Страница обновлена 24.05.2022

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 "Умка"

Страница обновлена 24.05.2022
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 "Умка"

Доступная среда

 Реализация людей с ограниченными возможностями здоровья являетсяи актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением  государственной социальной политики.

     В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.

      Безбарьерная  среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в обществе. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды,включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

     Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является обной из важнейших в Российской Федерации. В ДОУ воспитание и обучение ребенка – инвалида ведется по индивидуальным планам, утвержденным педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.

       Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных организациях.

  Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

     Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Инклюзивное дошкольное образование

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера.

 Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДОУ здоровых детей и детей с особенными потребностями.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе "Об образовании", а также в законе "О социальной защите инвалидов в РФ". На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. 

 

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МДОУ не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения, иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ) в образовательной организации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица 

Территория МДОУ асфальтирована или имеет твердое покрытие. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Условие для организации образовательного процесса детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Специально оборудованые кабинеты для занятий: 

В ДОУ имеются оборудованные учебные кабинеты (кабинет учителя дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда), в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Кабинет педагога - психолога – специфичное помещение, которое функционально служит определённым целям по обеспечению психологически комфортной атмосферы и эмоционального благополучия для всех участников педагогического процесса. Кабинет педагога – психолога наполнен разнообразными методическими и игровыми пособиями для организации коррекционно – развивающего обучения детей с ОВЗ.

Кабинет учителя – логопеда оснащен необходимой мебелью, оборудованием, дидактическими и игровыми материалами для организации образовательного процесса и коррекции речевых нарушений с детьми.

Кабинет учителя дефектолога оснащён необходимым методическим и дидактическими пособиями для организациикоррекционно – развивающего обучения с детьми с ОВЗ.

Объекты спорта приспособленные, для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями в ДОУ имеется: физкультурный зал, спортивная площадка, игровые, прогулочные площадки для каждой группы, для занятий по физическому развитию, гимнастики, для проведения спортивных праздников и развлечений с детьми и родителями, для занятий по дополнительному образованию (кружки).

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Питание  – один из важных факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста, физического и нервно – психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно – приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.

С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ, питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».  МДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание при 12-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам.

Об организации питания детей.doc

Приказ и положение об организации питания.docx

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здание ДОУ включает: групповые ячейки (раздевальная, групповая (игровая), буфетная, туалетная, спальня). Для мытья посуды в буфетной оборудована мойка. В групповых помещениях детская мебель: стулья и столы подобраны с учетом антропометрических данных детей, вся мебель эстетическая, яркая, надёжно закреплена. Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды, шкафы закреплены.

Здание детского сада оборудовано системами центрального водоснабжения, канализации и отопления. Соблюдается воздушно-тепловой режим: температура воздуха в помещениях 20-24°. Все помещения неоднократно проветриваются в течение дня. В детском саду соблюдается световой режим: используется левостороннее естественное освещение, уровень искусственного освещения соответствует нормативным требованим.

Все помещения убираются влажным способом два раза в день с применением моющих средств, один раз в месяц проводится генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств.

С целью контроля за состоянием физического состояния детей в ДОУ организуется постоянное медецинское наблюдение медицинской сестрой, проведение профилактических прививок, осмотр врачем-педматром (по графику).

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронных образовательных ресурсах в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ д/с №20 "Умка" и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры).

В нашем детском саду педагоги используют разнообразное оборудование:
Компьютеры, проектор, мультимедиа.

Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.
Технологии применяются в разных видах деятельности: в коррекционно-развивающей работе с детьми, работе с педагогами, родителями и, наконец, в саморазвитии педагога.
ИКТ используются на разных этапах коррекционной работы, позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Проведение коррекционно-развивающих занятий предполагает использование компьютерных программ.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Дополнительное образование детей с ОВЗ в Угличе.docx

Как получить сертификат 1.png

Как получить сертификат 2.png

Нормативная база

Письмо Минобрнауки РФ.docx

Приказ Минобрнауки РФ.docx

Дорожная карта по организации доступной среды в МДОУ детский сад №20 "Умка" в 2017 году.doc

Паспорт доступности для инвалидов.doc

Положение о паспортизации объекта в 2017 году.docx

Приказ об утверждении паспорта доступности и дорожной карты.docx

Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалидов.docx